Программа комплексных мер антинаркотической направленности

Наркотики ломают жизнь
людей, подрывают устойчивое
развитие человека и порождают 
преступность… злоупотребление
наркотиками наносит ущерб
свободе и развитию молодежи

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.

По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и  дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании

Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка.

Однако, цифры официальной медицинской статистики, в частности, число состоящих на учете наркоманов не отражают истинное положение дел. Тенденция к ухудшению наркоситуации наблюдается и в настоящее время.

Наркоманию называют «комплексным социо-психо-физиологическим расстройством»

Данная  проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций.

Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании.

Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается тренер-преподаватель.

Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в образовательном учреждении существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы в школе разработана  программа комплексных мер антиалкогольной и антинаркотической направленности.

Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в образовательном учреждении ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала образовательного учреждения по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы – уменьшение количества новых вовлечений обучающихся в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди обучающихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы обучающиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость обучающихся к негативным последствиям вредных привычек.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях ПАВ;
  • выработать представление о негативном влиянии вредных привычек;
  • сформировать у учащихся негативное отношение к ПАВ;
  • сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам, курению;
  • стимулировать процесс избавления от вредных привычек среди курящих школьников.

Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:

— хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;

— в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных обучающихся КОГАУ ДО «СШОР «Юность»;

— изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, — важная часть любого проекта. Поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным. Обо всех мероприятиях программы,  ее успехах и проблемах необходимо сообщать на педагогических советах, а так же родителям.

При всем многообразии форм профилактической работы (оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, родительские собрания, сотрудничество со специализированными органами и т.п.) основное направление программы – профилактические занятия во время учебно-тренировочного процесса..

В группах начальной подготовки 1-3 лет обучения

Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании  на этапе начальной подготовки: адаптация учащихся к занятиям, приучение к систематичности занятий.

Задачи:

  • налаживание взаимодействия тренера и родителей;
  • оптимизация педагогических стилей тренера, работающих с группами на этапах начальной подготовки, формирование традиций, совместные походы и т.д.;
  • формирование у детей здорового образа жизни.

Учебно-тренировочная группа 1-2 года обучения

Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании :

  • предотвращение употребления подростками ПАВ;
  • формирование у подростков здорового образа жизни.

Задачи:

  • формирование ответственности за свое поведение;
  • представление информации о влиянии вредных привычек на человека;
  • формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;
  • формирование умения противостоять давлению сверстников;
  • обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;
  • формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению.

Профилактические занятия проводятся в виде бесед, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте проблемы ПАВ. Беседы направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:

  • умение принимать решение
  • критически оценивать информацию
  • сопротивляться групповому давлению
  • конструктивно решать конфликтные ситуации
  • регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях.

Учебно-тренировочные группы 3-5 лет обучения

 Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании:

  • предотвращение употребления ПАВ старшими подростками;
  • воспитание, формирование в старших подростках желания, умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников;
  • формирование представления о влиянии вредных привычек в различных сферах жизни взрослого человека.

Задачи:

  • формирование позитивного отношения подростков к себе
  • формирование ответственности за свое поведение
  • формирование у подростков негативного отношении я к наркотикам и их употреблению.

 

Реализация программы рассчитана в 3 этапа:

1 этап. Работа с коллективом тренеров-преподавателей

Первый этап — формулирование общего замысла программы, обсуждение его временных и функциональных рамок.

2 этап. Работа с обучающимися

Второй этап — это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на данном этапе – четкая последовательность действий и их внимательная оценка.

Если какая-то идея при планировании считалась гениальной, но на поверку оказалась неработающей, нужно оставить ее до лучших времен. Важно сохранить инициативу и уверенность в том, что программа в целом работает успешно.

3 этап. Анализ результативности.

На третьем этапе создается  аналитическая группа (администрация, тренеры-преподаватели, представители специальных органов) для выявления эффективности проведенной работы и выработки рекомендаций для дальнейшей работы по программе.

  Ожидаемый конечный результат

Показателями эффективности этой программы в школе будет:

  • отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ обучающимися;
  • сформированные позитивные установки и ценности здорового образа жизни (увеличение подготовленности спортсмена);
  • снижение уровня подростковой преступности;
  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек.