В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Однако, цифры официальной медицинской статистики, в частности, число состоящих на учете наркоманов не отражают истинное положение дел. Тенденция к ухудшению наркоситуации наблюдается и в настоящее время.
Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций.
Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании.
Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается тренер-преподаватель.
Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в образовательном учреждении существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы в школе разработана программа комплексных мер антиалкогольной и антинаркотической направленности.
Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в образовательном учреждении ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала образовательного учреждения по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Цель программы – уменьшение количества новых вовлечений обучающихся в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди обучающихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы обучающиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость обучающихся к негативным последствиям вредных привычек.
Задачи программы:
Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:
— хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;
— в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных обучающихся КОГАУ ДО «СШОР «Юность»;
— изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, — важная часть любого проекта. Поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным. Обо всех мероприятиях программы, ее успехах и проблемах необходимо сообщать на педагогических советах, а так же родителям.
При всем многообразии форм профилактической работы (оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, родительские собрания, сотрудничество со специализированными органами и т.п.) основное направление программы – профилактические занятия во время учебно-тренировочного процесса..
Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании на этапе начальной подготовки: адаптация учащихся к занятиям, приучение к систематичности занятий.
Задачи:
Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании :
Задачи:
Профилактические занятия проводятся в виде бесед, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте проблемы ПАВ. Беседы направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:
Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании:
Задачи:
1 этап. Работа с коллективом тренеров-преподавателей
Первый этап — формулирование общего замысла программы, обсуждение его временных и функциональных рамок.
2 этап. Работа с обучающимися
Второй этап — это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на данном этапе – четкая последовательность действий и их внимательная оценка.
Если какая-то идея при планировании считалась гениальной, но на поверку оказалась неработающей, нужно оставить ее до лучших времен. Важно сохранить инициативу и уверенность в том, что программа в целом работает успешно.
3 этап. Анализ результативности.
На третьем этапе создается аналитическая группа (администрация, тренеры-преподаватели, представители специальных органов) для выявления эффективности проведенной работы и выработки рекомендаций для дальнейшей работы по программе.
Показателями эффективности этой программы в школе будет: